Семья из под Полтавы сыграла свадьбу в Припяти в день аварии на ЧАЭС

Новини
Валентина Зайченко25 квітня 2011 о 21:006155 Kolo.poltava.ua (Новини Полтави) Полтава, вул. Фрунзе, 65 +380532613245 Семья из под Полтавы сыграла свадьбу в Припяти в день аварии на ЧАЭС
Семья родом из под Полтавы, которая сейчас живёт в Киеве, сыграла свою свадьбу 26 апреля 1986 года в Припяти через пару часов после взрыва на ЧАЭС.


После того, как их сразу после свадьбы эвакуировали, молодая семья жила под Полтавой у бабушки. Полтавские врачи называли их радиоактивными, всех побрили налысо, кроме невесты – её волосы спасла свадебная шляпка.







26 апреля 1986 года спустя несколько часов после катастрофы на ЧАЭС в городе Припяти справляли свою свадьбу Ирина и Сергей Лобановы. Сегодня они отмечают серебряный юбилей, сообщает metronews.ru.

Они познакомились в августе 1985 года, за восемь месяцев до катастрофы.

– Я только что вернулся из армии и вместе с друзьями пошел на концерт на центральной площади города, – вспоминает Сергей. – И вдруг увидел девушку – высокую, стройную, загорелую. Влюбился сразу, а вот подойти не решился.

– Вскоре мы встретились у общих знакомых – случайно, – говорит Ирина. – В тот же вечер Сергей предложил мне выйти за него замуж. И я согласилась.

Фото с metronews.ru



19-летняя Ира училась в педагогическом училище, 25-летний Сергей работал в турбинном цехе четвертого энергоблока ЧАЭС. Влюбленные подали заявление в ЗАГС, регистрацию назначили на 26 апреля.

Сергей съездил в Белоруссию – там можно было достать импортные вещи. Жених купил польский костюм в полоску, итальянскую рубашку, югославские ботинки и галстук-бабочку. Ирина сшила в ателье белое платье, фату заменила на шляпку по моде середины 80-х.

Вечером 25 апреля молодожены разошлись по своим квартирам.

– В полночь я накрасила ногти и легла спать, – рассказывает Ира. – И услышала гром. Решила, что на Припять надвигается гроза...

Утром 26 апреля жених побежал на рынок за цветами.

Хотел розы купить, а там ни одного продавца! Не могу понять, что происходит, не знал, что всех прогнали с рынка. Хорошо, что мама привезла с дачи тюльпаны, с ними я и отправился к невесте.

Слухи о том, что на станции случилась авария, быстро распространялись по городу. Сергей встретил знакомых пожарных, которые спешили к реактору, в городе появились солдаты в костюмах химзащиты. Но никто не знал, что именно произошло.

Свадьбу отменять не стали. Ирина и Сергей Лобановы стали седьмой парой, которую расписывали 26 апреля в Припяти.

– После росписи мы отправились возлагать цветы к памятнику Неизвестному Солдату, – рассказывает Сергей. – Это потом мы узнали, что радиационная волна обошла Припять двумя языками и как раз задела этот памятник. Розы на наших глазах засохли и превратились в гербарий, – продолжает Ирина. – А фотографии не получились…

На свадьбу пришел друг жениха. Он уже побывал возле станции и увидел, что там происходит.

– Радиоактивный йод поражает щитовидную железу, у человека пропадает голос, – рассказывает Сергей. – Друг рассказал, что стены четвертого реактора разворочены, крыши нет… Говорил он уже шепотом. Отец Ирины работал раньше на АЭС в Обнинске, где случались внештатные ситуации, и знал, как себя вести. Он накапал на рафинад йод и раздал каждому гостю по кусочку.

Вечером перепуганные и абсолютно трезвые гости разошлись по домам.

Первая брачная ночь молодоженов закончилась в три часа ночи

– Мы были в квартире друзей. Нас разбудили свидетели, сказали, что нужно срочно эвакуироваться, – рассказывает Ирина. – Ночная Припять была в мыльной пене – по дорогам ездили пожарные машины и поливали дороги…Я сильно натерла ноги новыми туфлями, поэтому бежала босиком в свадебном платье. Мы переоделись и вместе с гостями на дизельном поезде отправились в ближайший город Чернигов. Из окна мы увидели малиновое пятно – светился развалившийся четвертый блок…

Из Чернигова гостей отправили по домам – в Москву, Ленинград, Казахстан, Узбекистан. Сами молодожены поехали к бабушке Ирины под Полтаву.

– Там уже знали про взрыв на атомной станции и нас сразу отвезли в больницу, – рассказывает Ирина. – Анализы оказались плохими. Врачи шарахались от нас, как от прокаженных, предупреждали всех: “Они радиоактивные!” Наконец нас отправили в городскую баню. Все наши вещи затолкали в одну стиральную машину – и обувь, и нижнее белье. В результате, что было чистым, стало грязным. Всех постригли почти налысо, кроме меня. Мои волосы оказались чистыми, их спасла свадебная шляпка. На момент свадьбы я была на третьем месяце беременности, и врачи настойчиво предлагали сделать аборт. Но я отказалась. Это потом я узнала, что многие припятчанки, которые были беременны, после катастрофы на ЧАЭС сделали аборт. Все боялись, что родятся больные дети…

Ирина и Сергей все лето провели под Полтавой.



– Я из деревни отправил телеграмму своему начальству, – говорит Сергей. – Сообщил, что готов выехать на работу. Но меня, как молодожена, оставили в резерве.



Вскоре Сергея перевели на атомную станцию в Южноукраинск. Там у Лобановых родилась дочь Катя.

– Ребенка я защитила от радиации своим телом, – говорит Ирина. – Катя родилась относительно здоровой, хотя ей все равно поставили диагноз “внутриутробное радиоактивное облучение”.

Меня еще до появления дочери пугали, что или Катя родится больной, или у Кати будет больной ребенок. Я боялась этого почти 25 лет, пока на свет не появилась наша внучка Варя. Ей уже десять месяцев, и она абсолютно здорова.

25 лет спустя. Свадьба спасла жизнь

Сейчас Лобановы живут в Киеве. Накануне серебряной свадьбы они побывали в городе, где когда-то встретились и полюбили друг друга. Прошли по заброшенным улицам Припяти, заглянули в свои квартиры и Дом культуры, где получали свидетельство о браке.

– Мы помним Припять совсем другой, – говорит Ирина. – Это был самый красивый город атомщиков Советского Союза – очень зеленый, везде росли розы. Сейчас он превратился в кладбище. Для нас 26 апреля – трудный день. Мы обязательно вспоминаем тех, кто погиб на четвертом блоке. И понимаем, что наша свадьба спасла жизнь Сереже и нашим родителям: из-за торжества их не вызвали на работу. Вот уже четверть века 26 апреля Сережа дарит мне шикарный букет роз, который не смог подарить в день нашей свадьбы.

7 свадеб справляли в Припяти 26 апреля 1986 года. По случаю торжества молодоженам, сотрудникам ЧАЭС, давали три дня выходных.

Факты

Город Припять находится в трех километрах от Чернобыльской АЭС.

На момент катастрофы в городе проживало 50 тысяч человек, средний возраст припятчан – 26 лет.

18 общежитий для холостяков на 7621 место было построено в городе атомщиков. Сюда ехали молодые специалисты со всего СССР.

Ежегодно в Припяти рождалось около 1000 детей. Планировалось, что через какое-то время население города увеличится до 80 тысяч человек.

В штате станции числилось около 4 тысяч человек. В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года, когда произошла авария, на первой и второй очередях находились 176 человек дежурного эксплуатационного персонала, а также работники различных цехов и ремонтных служб.

15 детских садов и 5 средних школ было в Припяти. В них воспитывались и учились более 11 тысяч детей от 1,5 до 17 лет.

В Припяти работали Дворец культуры, кинотеатр, школа искусств, 35 детских игровых площадок и городков. Каждый год в Припяти высаживали 250 тысяч кустов роз.