Фото з lenagold.ru21 июня – летнее солнцестояние, середина природного лета и самый длинный день в году, когда солнце достигает максимально высокой позиции.
На протяжении тысячелетий этот день имел большое значение для предков, живших в гармонии с Матерью-землей и подчинявшихся природным циклам, сообщает countrysideliving.net.
Для язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая.
Однако середина лета напоминала также о предстоящем сокращении светового дня и неминуемом приближении зимы.
Кельты праздновали Литу (Litha) – солнцестояние или Середину лета На фестивалях Литы органичным образом сочетались труд и досуг, обряды и развлечения, свадьбы и общение с духами, гадание и ворожба.
Празднующие Литу украшали себя и жилища ветками, гирляндами и венками из цветов. Обязательными растениями на Солнцестояние были: зверобой, береза, фенхель, заячья капуста и белые лилии.
Люди выходили петь, танцевать и водить хороводы, а также участвовали в ритуальных церемониях.
С наступлением темноты устраивались факельные шествия и костры, которым также приписывалась магическая сила. Прыжки через костер, по верованиям древних, могли обеспечить процветание и защиту всей семьи.
Влюбленные, взявший за руки, прыгали через огонь трижды, чтобы их брак был счастливым, богатым и многодетным. Даже угольки из костра на Литу сохраняли и использовали позже, чтобы исцелять раны и отводить непогоду в период сбора урожая.
Германские, скандинавские и прибалтийские народности пышно справляли день и ночь летнего солнцестояния. Впоследствии эти праздники в разных странах получили название Иванов день и/или Иванова ночь (от национальной версии имени Иван). Смысл ритуалов на Иванов день совпадает со смыслом Литы: это приветствие союза Солнца и Земли, призывы будущего урожая и благополучия, отпугивание злых духов.
Для празднований Иванова дня в разных странах Европы характерно разжигание огромных костров (чем выше костер, тем страшнее он для нечистой силы), а также прыганье через огонь и ритуалы поклонения воде (опускание цветов на воду, сжигание старых лодок в Скандинавии), которые сейчас уже фактически ушли в прошлое.
На Иванову ночь никто не ложился спать, люди гуляли и развлекались, веселились и праздновали до рассвета. Некоторые ритуалы Иванова дня живы и поныне, в Скандинавии, Прибалтике и других европейских странах проходят народные гулянья в период между 19 и 25 июня.
На Руси перед солнцестоянием отмечали Русальную седьмицу, чествуя русалок – духов рек и озер.
Эта неделя была тесно связана с поминанием предков, из-за существовавшего с древности европейского обычая справлять по рекам сожженный прах воинов на ладьях.
Непосредственно в день солнцестояния на Руси отмечали Купалу – окончание весны и начало лета с его первым месяцем Кресенем. Ритуалы Купалы очень похожи на ритуалы Иванова дня и Литы. Древние русы плели венки, пили сурью (медовый напиток), прыгали через костры, приносили жертвы воде и огню, собирали целебные травы, совершали ритуалы полевых работ и сбора урожая, а также очищающие душу и тело омовения в реках, озерах и ручьях.
Сразу же после дня солнцестояния наступает солнцеворот, который длится 3 дня и во время которого праздновался целый цикл жизненных перипетий бога Перуна: от рождения до смерти, затем магического воскресенья и предстоящей победы над Скипером-зверем. Перун – один из самых важных богов у древних славян, ведавший силами природы и небесным огнем, а также покровитель воинов.
Иванов день, Лита и Купала – европейские фестивали, приуроченные ко дню летнего солнцестояния, были самыми радостными и пышно отмечаемыми языческими праздниками в течение столетий.
Будучи не в состоянии запретить и вычеркнуть их из памяти народов, пришедшая позже Христианская церковь ввела на 24 июня праздник рождества Иоанна Крестителя (в Украине отмечается по Юлианскому календарю 7 июля).
Сегодня многие продолжают праздновать День летнего солнцестояния по стірім традициям предков.