Теракт унёс жизни 76 людей (Фото с kontrovers.no)Во время взрыва в правительственном здании Осло в соседнем здании находился молодой норвежец, муж 24-летней полтавчанки Оксаны.
Он позвонил ей прямо с места взрыва и рассказал о первых минутах трагедии. Оксана поделилась историей с читателями «Кола».
Напомним, двойной теракт произошел в Норвегии 22 июля, его жертвами стали, по уточненным данным, 76 человек (68 были убиты на острове Утойя, восемь погибли при взрыве в Осло). Сначала прогремел взрыв у комплекса правительственных зданий в центре Осло, где находится канцелярия премьер-министра, а через несколько часов мужчина в полицейской форме, которым оказался Андерс Брейвик, открыл стрельбу в молодежном лагере правящей Норвежской рабочей партии.
32-летнему террористу Андерсу Брейвику грозит пожизненное заключение.
– Во время взрыва я находилась дома, примерно в 15 километрах от центра города. На таком расстоянии я ничего не слышала. Но, когда мой муж Йорн, который работает возле здания правительства, позвонил и сказал, что там взорвали бомбы, я ему просто не поверила, – рассказывает Оксана. – Подумала, может быть, он шутит, хотя голос его показался мне очень взволнованным и даже, можно сказать, испуганным.
Муж полтавчанки чуть не пострадал от взрыва
– Йорн рассказал мне, что когда он собирался уже выходить с работы, произошел сильный взрыв, который в первые секунды был похож на землетрясение. По его словам, все окна в здании посыпались внутрь, некоторые – прямо с железными оконными рамами. Все тело ощутило давление, – рассказывает взволнованная девушка. – Он попытался выйти из своего кабинета. И когда оказался в коридоре, увидел везде дым и много пыли, разбитые окна, в некоторых местах – осыпавшийся потолок. Первое, что Йорн увидел, выйдя из здания на улицу – много разных осколков и обломков, людей в крови, перевернутую машину. Это все было похоже на зону военных действий. В здании правительства не осталось ни одного целого окна, но больше всего пострадал фундамент дома. Когда пострадавшие начали приходить в себя, многие подняли панику и начали убегать от места происшествия. Многие говорили: «Может, будет вторая бомба?». Я и представить себе не могу как страшно, наверное, было находиться там и не знать произойдет ли еще один взрыв и что будет дальше.
Никто не ожидал спустя два часа теракта на острове
– Когда мой муж мне рассказывал все это по телефону, я не могла поверить, что это произошло. Состояние можно назвать шоком. В голове было много вопросов: «Кто? Зачем? Как? Почему?» За дальнейшим ходом событий ми уже следили по новостям. По всем норвежским каналам рассказывали о том, что произошло, но конкретных ответов, кто и зачем это сделал, не было. Я думаю, у многих было предубеждение о том, что это теракт был спланирован одной из террористических групп. После первого взрыва в центре Осло было страшно, что произойдет еще один. Но чем больше времени проходило, тем менее вероятным было, что что-то случится. Исходя из новостей, было понятно, что норвежская скорая помощь, так же как и полиция, работали очень оперативно. Пострадавшим оказывали первую медицинскую помощь, полиция загородила место преступления и держала людей подальше от места взрыва. Все, казалось бы, закончилось, но через полтора часа по новостям передали о том, что в 30 километрах от Осло, на острове, где находился политический лагерь для молодёжи, мужчина в полицейской форме открыл огонь, – вспоминает Оксана. – Полиция добралась до места преступления настолько быстро, насколько могла. И сразу смогли задержать человека, который стрелял. Хотя он успел убить уже много людей.
Оксана рассказала, что эти два события сразу же связали между собой. Стало ясно, кто устроил теракт в Осло. В новостях начали сообщать о жертвах, которыми в итоге стали 76 человек.
Полтавчанка рассказала, как живёт страна после теракта
– Место, где произошел взрыв, еще закрыто и охраняется полицией. Там сейчас происходят уборочные работы, ведь окна высыпались даже в магазинах в радиусе полкилометра. Стали тщательнее проверять при въезде в страну и при выезде.
При изготовлении бомбы Брейвик использовал искусственное удобрение и поэтому некоторые страны могут пересмотреть свои законы и правила о покупке искусственных удобрений частными лицами, – рассказывает Оксана. – Главное, к чему сейчас призывает правительство, это не дать этому событию заставить людей замолчать. Не дать террору погубить свободу слова и демократию страны, которая считается одной из лучших моделей запада.
Норвегия продолжает скорбеть
– Очень трогательно то, как Норвегия отреагировала на это происшествие. В течение недели сотни тысяч людей приходили к церкви и складывали цветы в память о погибших в теракте. В понедельник в центре Осло около 250 000 человек подняли вверх розы в память о погибших, – вспоминает Оксана из Полтавы. – Девушка, которая находилась на острове и выжила, сказала: «Если один человек может показать столько ненависти, представьте себе, сколько любви мы можем показать вместе». Я полностью согласна с ней. Не следует закрываться в себе, становится злым. Нужно стоять вместе против насилия и террора, поддерживать друг друга, помогать делать добро. Андерс Брейвик пример человека, который закрылся в себе, изолировался от мира, озлобился и в итоге 76 невинных людей погибло. Страшно. Никогда не знаешь, что может случиться завтра. Но главное, верить в хорошее и делать добро.