Зашел ко мне давеча друг. Давно не виделись – он волонтерил, как заведенный, много где побывал, много чего повидал. Когда договаривались встретиться, сказал что с деньгами полный ужас, и зайти не с чем. У меня тоже не густо было, но сказал что раз уж так, то на перекусить найду. Посидели, поделились новостями. И уже когда он ушёл меня переклинило.
СТОП! А какого почему у человека, посвящающего все возможное время своей стране, нет в кармане денежных знаков этой самой страны? Почему добрые дела обязательно должны быть бескорыстными? Почему те, кто их делают, ходят потом и ищут, кто бы сделал что-то доброе и бескорыстное для них? И зачастую не находят, ведь их не всегда легко отличить от просто наглых людей (карго-культистов) живущих с уверенностью, что им все должны.
Может, все-таки стоит вспомнить, что деньги для того и нужны, чтобы мерять ими оказанные услуги или произведённые товары? Их и придумало человечество изначально, чтобы уйти от натурального обмена, когда 1 коза (которая у тебя есть) равнялась при обмене скажем 1000 яиц (которые тебе нужны), но при этом ни тебе не нужно 1000 сразу ни у того кому нужна коза нет сейчас этой 1000.
Так чего же мы по прошествии стольких веков слушаем споры о том, кто круче – солдат, рискующий на передовой, доброволец, вытаскивающий его оттуда после ранения или медик выхаживающий его вместо того, чтобы неплохо зарабатывать, удаляя прыщи любовницам толстосумов?
Может, стоит монетизировать их заслуги, и все будет видно само собой? Оценить достижения, приложить пенсии к медалям и т. д.
Скажете «денег нет?»
Так их нет потому, что воруют, а воруют потому, что можно, потому, что халява, а халява оттуда и появляется, что многие что-то делают или отдают неучтенно. Появляется неучтённое благо, а на него и желающие слетаются
Я вот люблю по этому поводу играть с волонтерами в игру «скажи, как ты помогаешь бескорыстно, и я за 5 минут придумаю, как на тебе можно без особого риска украсть». Пока ещё не проигрывал. Нехорошо, конечно, добрым и самоотверженным людям доказывать, что они работают на коррупцию, но я ведь это не от внутренней злобы, а как раз от того, что мне больно смотреть, как светлые порывы на такие цели уходят
И смысл не в том, что плохо делают или хорошо воруют, смысл в том, что наличие бардака в учете (коим является неучтенное и не зацикленное движение средств) и является той мутной водой, в которой легче ловить рыбку. В системе, где каждый знает цену своей работы и условия оплаты, воровать куда труднее и опасней, а по предоплате вообще не поворуешь.
Скажете «так что без денег не делать ничего?»
Почему же не делать? Делать, просто приучаться не просто считать, что тебе после этого должны (так почти все думают и, как правило, чем менее стоящий человек, тем больше самомнение), а знать сколько и кто будет должен. Страна ведь для того деньги и печатала чтобы давать их тем, кто для неё важен.
Скажите «незачем платить тому, кто и так работает?»
Но это гопнический подход, на нем ничего толкового не построишь. А мы вроде как передовую страну строить тут задумали под прикрытием наших героев. И, как по мне, именно тем, кто и так бы делал, платить и нужно потому что:
Во-первых, они сделают хорошо, а не распилят. Моя мать была в Париже и видела там в парке, у фонтана, стоял человек и давал детям играть моделями яхт в этом самом фонтане. Денег человек не брал – ему муниципалитет платит. Уверен он бы и так это делал, просто моделей было бы меньше, а он бы просил подачек у окружающих. Скорее всего, его так и нашли на эту работу. А теперь представьте, как мэрия у нас заявит, что нужен кто-то для увеселения народа в парке за бюджетные деньги. Прикинули, какой процент распила будет?
Во-вторых, оплата порождает ответственность. Энтузиаст может в любой момент плюнуть и уйти, а там, где ждут результатов его работы, потери будут гораздо больше, чем затрата на его мотивацию.
Помнится, когда я работал на производстве с почасовой оплатой, мне сказано было 1 деталь произвести под присмотром, а вторую (идентичную) по проверенным настройкам оставить изготавливаться на ночь. Практика давала фирме экономию на моей зарплате, но при наличии заказов я решил не упираться рогом. И вот утром оказывается, что произошёл сбой и деталь испорчена. Попытка предъявить мне претензии, встретила предложение взыскать с меня полученный мной за эту работу 0 в 3-кратном размере. А её ведь кто-то ждет, и материал не дешевый был, да и моя зарплата в стоимость была заложена.
Также недавно общался с человеком, делающим очень хорошие устройства для фронта. И тот жаловался, что мол, как это мои в 1000 раз дешевле тех, что за границей покупают, а всё равно покупают те.
А в том то и дело, чтобы конкурировать нужно не в 1000 раз дешевле на коленках собирать, а пускай в 5-10 раз, но с документацией, гарантией, сопровождением, обучением пользователей и прочими вещами, прописанными в контракте, внушающими доверие в то, что завтра производство не встанет из-за того, что кто-то из энтузиастов повесится нафиг от такой жизни.
А за хорошие деньги хороший специалист был бы обязан хорошо работать, и рядом с ним быстрей бы росли ученики. Да и работали бы они на лучшем оборудовании, а не на том, которое есть.
Лично я убежден, что война будет морально выиграна тогда, когда мы сможем воевать не на износ, а «в плюс». То есть, покажем, что можем это делать сколько угодно. Подчеркиваю, что имеется в виду именно зарабатывать, а не воровать.
Замечательным примером является Израиль. Крошечная страна, почти вся простреливается даже из града, наш Донбасс рисовали под копирку с их Хамаса, с поправкой на религию и ментальность, горит оно у них там уже с полвека и что мы видим?
Их изобретатель, придумав новое оружие, не дарит его (призывая помочь в производстве в гараже кого угодно, лишь бы бесплатно), а продаёт. И, поскольку это новейшее оружие, то оно становится популярным. В том числе и мы, собирая в Виннице их винтовки, платим процент в их казну, а значит и на их армию.
Их врачи считаются лучшими в мире по вопросам травм, которые можно получить на войне. И выражается это как раз в их расценках. Что переходит в качество оборудования и т. д. И в результате мы снова платим им, если хотим хорошо лечить нашего раненого. Мы ведь почему-то считаем, что лучше потратить деньги на лечение конкретного человека за границей, вместо того, чтобы вложить их в свою медицину.
Я уже молчу, что никто не запрещает получающим деньги тратить их на ту же помощь армии. В странах с диким капитализмом как раз больше всего денег идет на благотворительность, потому что там можно разбогатеть просто сделав что-то стоящее. Как результат, в тех же США разбогатеть может каждый, а не только патологически жадные люди, как в наших кланово олигархических системах. И потом мы видим, сколько внезапно разбогатевших людей у них отдают «излишки» на благотворительность, а у нас наблюдаем, как президент (по совместительству олигарх) «дарит» войскам произведённую страной за бюджетные деньги технику.
Так что выдавливаем из себя такие сладкие, но инфантильные пережитки коммунизма, требующие от хороших людей бескорыстной самоотверженности. А то реально страшно смотреть как «изнашиваются» идущие на износ лучшие члены общества.