Отец Александр: Гражданский брак. Взгляд священника.

Колонки
Валентина Зайченко4 жовтня 2010 о 16:073297 Kolo.poltava.ua (Новини Полтави) Полтава, вул. Фрунзе, 65 +380532613245 Отец Александр: Гражданский брак. Взгляд священника.
Священник Александр Дедюхин Настоятель Свято – Николаевской церкви Полтавы.
Отец Александр: Гражданский брак. Взгляд священника.Для начала хочу определиться в определении "гражданский брак".

"Гражданский брак" есть брак, не освящённый Церковью. Т. е. когда мужчина и женщина живут вместе, их союз зарегистрирован  государственными органами, но по тем или иным причинам они не прибегают к благословению Церкви. Часто сегодня "гражданским браком" называют сожительство людей и без венчания, и без регистрации.

Это не есть собственно "брак" - это некая совместная форма существования.  Мы имеем дело с определённой иерархией: - совместное сожительство; - гражданский брак; - брак, благословенный Церковью.

Также необходимо отметить, что задачей Церкви не является осуждение "неправильных" видов брака. Церковь просто говорит нам о том, какой вид совместной жизни есть с её точки зрения верный. Церковь не для того, чтобы осуждать, не в этом её задача, Церковь для того, чтобы благословлять и жить благословенной жизнью. Для христианина странно предпринимать дело, если он не испросил на него благословения и Божьей помощи. А тем более для такого важного, быть может, самого важного дела, которое у него есть на земле – для любви. Поэтому неблагословленное, немолитвенное сожительство христиан нам представляется просто странным.  И ничего больше. "Всё, что не по вере  - грех" Рим. 14.22 - пишет апостол Павел. И если двое людей, соединившись для совместной жизни, не призывают на свой союз Божьего благословения, то это грех уже в силу того, что они не желают быть с Богом. Но грех - это болезнь, это то, что мешает нам жить, и именно поэтому мы должны с грехом бороться, чтобы нам самим жить было легче. А не по какой-то другой причине.

На мой взгляд, сегодня главная причина того, что многие люди сходятся и живут "просто так", "пробуют" - банальный страх.  Люди просто  бояться себя и друг друга, причем настолько сильно, что сам брак очень часто рассматривается сегодня, главным образом, в перспективе потенциального развода. И все “пробные”, “гражданские” и подобные им формы брака, на самом деле просто являются выражением этого страха. Ведь если считать, что брака не было, или он был условным, значит – и развод невозможен в принципе, т.к. нельзя разрушить то, чего вроде бы, как и не существовало.  Получается, что гарантия невозможности развода – в отсутствии брака. А лучшее средство от головной боли – гильотина… Поэтому и говорят молодые люди: " Мы поживём немного вместе, попробуем, а там видно будет". Но при этом почему-то забывают одну простую вещь: каждый день, каждая секунда нашей жизни - уникальны. Мы не можем вернуть себе ни одной прожитой секунды. Мы не "пробуем" жить, мы живём и ничего не вернуть, ни повернуть вспять мы не можем. Кроме того, если предположить, что пожили и "не получилось" происходит   накопление негативного опыта совместной жизни, каждая следующая "проба" будет всё тяжелее и тяжелее. И это даже если не учитывать пагубного опыта смены сексуальных партнёров!

Для того, чтобы понять необходимость венчания нужно для себя определиться, для чего вообще нужен брак. И тогда станет понятным нужно ли призывать на совместную жизнь Божье благословение. Так вот брак, безусловно, служит и для продолжения рода, и для взаимопомощи, и для удовлетворения сексуальных потребностей. Но главное - не в этом. Человек Богом создан для любви, и вступление в брак есть реализация любви, которую вложил в нас Создатель. Любовь - это жертва, и в семейной жизни мы учимся жертвовать собой вначале муж с женой друг для друга; потом - ещё и для детей, для внуков, для всех вокруг. В брак мы вступаем потому, что в нас много любви, и для того, чтобы этой любви научиться. А так как Бог есть источник всякой любви, Он Сам есть любовь, то если мы в Него верим, если мы Ему верим и во всём доверяем себя, то как нам не попросить у Него благословения при вступлении в брак?

Венчание - это одно из семи Таинств православной Церкви. Таинство есть особое благодатное действие Бога, через Его Церковь в мире.  Дар благодати Божьей к людям. Эту благодать мы можем воспринять или нет, но Бог, по множеству щедрот Своих, благодать эту даёт нам. А воспользуемся мы ей, или нет, зависит только от нас.  И просить у Бога благословение на совместную жизнь или нет, мы решаем сами, никто нас заставить не может.

В древней Церкви как такового венчания, в общем-то, и не было. Молодые люди провозглашали в Церковном собрании о своём намерении жить вместе, получали благословение, причащались из одной чаши и считались мужем и женой, одной плотью. Впоследствии уже выработался чин, каждое действие которого является мистически - символичным.

Позволю себе остановиться на двух основных  моментах. Обручение. Обмен кольцами свидетельствует о нерасторжимости брачного союза ни в этой жизни, ни в вечности, а также о том, что, даруя своё кольцо другому, человек провозглашает его власть над собой, доверяет ему. Венцы. Одновременно напоминают о терновом венце Иисуса Христа и о венце, уготованном верным в  Царстве Небесном в случае, если выдержим свой мученический венец, ибо без смирения спасение невозможно. Как правило, к венчанию допускаются только те, кто накануне исповедовался и причащался, ибо слишком ответственный этот шаг, чтобы делать его впопыхах, да ещё и с ворохом былых грехов. Начинается новая жизнь, совершенно иная, и в неё абсолютно не нужно тянуть свои старые грехи и проблемы. В новую жизнь надо вступать с горячим сердцем и трезвой головой. Подводя итог, скажу, что "пробные" сожительства никоим образом не могут быть оправданы. Мы вступаем в супружеский союз раз и навсегда, и "что Бог сочетал, того человек да не разлучает." 1Кор.7:10. Так что если нас Бог уже вместе соединил, то уже никто, в том числе и мы сами разъединять просто не имеем права, а лучше будем просить Божьего благословения  на семейную жизнь.